Блог

Логотип для театра оперы и балета — с какой стороны подступиться?

Наша бренд-команда подумала, каким мог бы быть логотип Чувашского государственного театра оперы и балета — одного из самых крупных в городе. Вы могли видеть его на мемах со Звёздными войнами.
Здесь мы расскажем, как мы подошли к процессу, и покажем, что из этого получилось.

Какими бывают логотипы театров?

Для начала мы изучили айдентику театров в России и за рубежом, чтобы понять, от чего вообще отталкиваются, когда создают для них брендинг. Посмотрели, какие бывают подходы, и выделили основные. Ниже — их примеры.
От истории
Этот способ выбирают, когда хотят сделать акцент на эпохе, в которую был создан конкретный театр. Для старинных театров с многовековой историей — классический помпезный стиль с изображением, похожим на гравюры, и спокойной типографикой (Большой театр в Москве, Королевская опера в Лондоне), для созданных в советское время — леттеринг в советском стиле (РАМТ, Театр Сатиры в Москве).
От характера
Когда театр хочет сделать акцент на направлениях, в которых работает. Классические театры — классические образы (Театр оперетты Пятигорска). Театры, ставящие современные спектакли и любящие эксперименты, — смелая работа с типографикой и нестандартными образами (Гоголь-центр, Электротеатр Станиславский).
От знаковых постановок
Театры могут использовать в логотипе отсылку к конкретному значимому спектаклю. Так, например, на логотипе МХТ им. Чехова изображена чайка — отсылка к одноимённой пьесе.
От архитектуры
Этот приём хорошо подходит для театров с необычными, нестандартными зданиями, которые сами по себе работают как бренд. Сиднейский оперный театр, Ростовский музыкальный театр, Шекспировский Глоуб (Глобус), Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета — все они отсылают к запоминающимся формам здания.
От внутреннего убранства
Когда внутри здания есть примечательный элемент, можно оттолкнуться от него. Так логотип Оперы Сан-Франциско отсылает к своей запоминающейся люстре. А для логотипа Донбасс Оперы использовали линии купола в зрительном зале.
От названия
Название театра можно обыграть способами типографики и сделать это по-разному. Например, Опера и Балет Фландрии и Театр Олега Табакова собрали композицию из первых букв названия. Пермский театр оперы и балета задал бренд первой буквой одного из направлений (опера) и через выразительную шрифтовую часть. Для Урал Опера Балет изобрели графический символ, похожий и на U (Урал), и на O (Опера). Иногда для более ёмкого брендинга изобретают новое название: например Новосибирский академический театр оперы и балета в айдентике стали называть НОВАТ.

Какие сейчас логотипы у театров в нашем городе?

Главные конкуренты любого городского театра — другие городские театры. Поэтому мы дополнительно изучили айдентику театров Чебоксар. У некоторых она предсказуемо застряла в девяностых, это ожидаемо: государственные театры — довольно консервативная среда, да и бюджеты на ребрендинг есть не у всех. При этом встречаются и интересные варианты.
Чувашская государственная филармония
Логотип «от характера»: лира как символ искусства совмещена с чувашским орнаментом, леттеринг без изысков.
Русский драматический театр Чувашской Республики
Логотип «от архитектуры»: стилизованное здание театра плюс шрифтовая часть, отсылающая к классике.
Театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля
Совмещает подход «от характера» с подходом «от названия»: орнаментальная чувашскость плюс портрет Сеспеля. Параллельно с этим они используют и другую версию логотипа. Видимо, ребрендинг завершился не до конца.
Чувашский театр кукол
Подход «от характера» максимально в лоб: что написано, то и нарисовано.
Чувашский драматический театр имени Константина Иванова
Подход «от характера». Явно был сделан давно. Придумать что-то новое для него тоже было бы интересно.
Чувашский театр оперы и балета
Подход «от архитектуры», причём в разное время использовались разные варианты отрисовки здания. Именно для этого театра мы и перепридумывали логотип.

Наши подходы к логотипу театра

Мы попробовали зайти с нескольких сторон: от характера, от убранства и от архитектуры.
От характера: Национальная интерпретация классики
В этом варианте мы решили подчеркнуть чувашскость и классичность, как это делают другие местные театры. Таким образом разные театры работают на однородный образ Чебоксар в целом.
Мы соединили образ колонны с капителью и орнаментальное древо жизни, лежащее в основе чувашской геральдики. Получили выразительный графический символ, поддержали его типографикой.
От внутреннего убранства: Отсылка к освещению театра
Оформление освещения в Чувашском театре оперы и балета сохранилось с советских времён, выглядит уникальным и несёт в себе историю. Поэтому мы решили оттолкнуться от него. Декор люстр напоминает декор чувашских украшений, в логотипе мы усилили этот эффект.
От архитектуры: Использование знакового силуэта
Здание Чувашского театра оперы и балета — сохранившийся образец стиля брутализма. Оно знакомо людям (кому-то — хотя бы по мемам: )) , театр десятилетиями использовал его силуэт в своей айдентике. Поэтому в третьем варианте мы решили графически обыграть его архитектуру, посмотрев на здание в немного другом ракурсе. Сделали акцент на типографике и использовали гуманистический шрифт, чтобы подчеркнуть театральность.
Станет ли когда-нибудь один из этих логотипов использоваться театром? Можно только загадывать. Но этот эксперимент точно дал нам много новых знаний.
Как бы вы подошли к решению этой задачи? Или, может быть, вы сами работали с брендами театров и можете поделиться опытом? Что думаете о наших вариантах? Интересно ваше мнение.
Если хотите, можете проголосовать за понравившийся вариант в группе нашей студии в ВК.
10 показов